Продолжаются поиски самолёта Алексея Маресьева

В этом году Российское военно-историческое общество (РВИО) в рамках совместного проекта с поисковой экспедицией «Долина» ведёт целенаправленный розыск боевых машин на территории страны, где шла война. Проект приурочен к 100-летию со дня рождения Героя Советского союза Алексея МАРЕСЬЕВА (1916—2001) и памяти Героя России Олега ПЕШКОВА (1970—2015), погибшего в Сирии. Поисковики и историки очень надеются, что им удастся найти Як-1, на котором на своё самое известное боевое задание лейтенант Маресьев вылетел 4 апреля 1942 года.

В небе над Демянском

Советский летчик участвовал в операции по прикрытию бомбардировщиков, когда его подбили. Самолет развалился в воздухе, а Маресьев приземлился на разлапистую ель, которая смягчила его падение в снег. Однако он был контужен и раздробил кости ступней. Адская боль! Но Алексей решил двигаться к своим. 18 суток — сначала на покалеченных ногах, а потом ползком! Ел кору деревьев, шишки, ягоды…

Согласно общепринятой версии, первыми на него наткнулись жители валдайской деревни Плав — отец и сын. Но, приняв за немца, вернулись домой. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни — Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши и привёз пилота на подводе в свой дом.

В начале мая Маресьева на самолете переправили в Москву. Чтобы спасти жизнь, казалось бы, обреченному молодому офицеру с гангреной и заражением крови, хирурги ампутировали ему обе голени. Но он не только выжил. В 1943 году безногий летчик вернулся в боевую авиацию, научившись с протезами пилотировать самолет.

Всего за годы войны он совершил 87 боевых вылетов, сбив 11 вражеских самолётов. Семь — после возвращения на фронт. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а в 1946 году Борис Полевой написал о Маресьеве книгу «Повесть о настоящем человеке», из осторожности назвав главного героя Мересьевым.

Идентификация Яка

Поиски легендарного маресьевского Як-1 велись давно и активизировались в начале нынешнего века, после смерти Алексея Петровича. Этим занимаются не только поисковики и исследователи РВИО, но и, скажем так, любители, те неравнодушные, которым хочется сохранить и материальную память о герое.

Было и несколько фальстартов. Например, в мае 2005 года газета «Тверская жизнь» писала, что активисты движения «Молодежное единство» побывали на месте падения машины Маресьева, чтобы привести площадку в порядок. А за год до того были найдены обломки самолета легендарного летчика — неподалеку от того самого Плава. Здесь установили стелу и памятную доску. Позже появилось опровержение этой информации.

В прошлом году уже в «Российской газете» поторопились сообщить, что самолет Маресьева обнаружен у озера Селигер, на границе Тверской и Новгородской областей. Тогда в поисковой экспедиции принимали участие и активисты РВИО, местные поисковые отряды и волонтеры. Но надежда не оправдалась.

Искатели многие годы пытаются восстановить возможный путь летчика от места падения до деревни, сопоставляя литературный текст, воспоминания пилота и его современников, данные карт предвоенного и военного времени и архивов и выдвигая порой невероятные версии.

Кто-то считает, что Маресьев прополз 50 км, кто-то убавляет это расстояние до 25 км, кто-то полагает, что, находясь в полубреду из-за контузии и ранения, он мог ползать по кругу, а кто-то уверен, что машина осталась неподалёку от того места, где нашли летчика: он попросту не в состоянии был отойти далеко.

Кроме того, дело было в начале апреля, и Маресьеву заснеженное озеро или болото могли показаться поляной. Или наоборот, что 70 лет назад было озером, сейчас стало болотом. В общем, среди возможных мест нахождения самолета называют болота Лютицкое и Гладкий Мох, окрестности озер Велье и Долотцо, Большое и Малое Яичко.

Истина где-то рядом

Как считает Сергей МАЧИНСКИЙ, руководитель департамента поисковой и реконструкторской работы Российского военно-исторического общества, в процессе поиска маресьевского самолета всё-таки не стоит опираться только на литературную версию истории летчика. Например, точно неизвестно, как называлась деревня, жители которой вышли на летчика, — Плав или Плавни. Поэтому Мачинский предпочитает относиться к книге Полевого как к художественному произведению, с известной долей вымысла. Хотя считается, что сам Алексей Петрович говорил, будто Полевому удалось довольно точно всё воспроизвести.

Но в РВИО и поисковом отряде Александра Морзунова «Находка», который специализируется на поиске и подъеме самолетов и установлении личности погибших летчиков, уверены, что наиболее надежный источник — архивы Минобороны, полковые сводки, журналы боевых действий и акты списания выбывшей из строя военной техники, где поисковикам уже удалось найти заводской номер того самого самолета.

Мачинский склонен считать, что речь может идти о районе озер Большое и Малое Яичко. Но Морзунов более осторожен и расширяет ареал поиска до территории двух районов — Валдайского и Демянского.

С очевидцами тех давних событий тоже сложно. В живых сейчас уже никого не осталось — только знакомые знакомых. Их рассказы нужно проверять. И пока что такие наводки не помогли поисковикам.

Морзунову довелось общаться с множеством жителей валдайских и демянских деревень, и примерно каждый второй утверждает, что именно они знают место падения самолета Маресьева. Неудивительно, учитывая, что на территории Новгородской области в годы войны было подбито множество как немецких, так и наших машин.

И еще одна трудность. В первые послевоенные годы на некогда фронтовой территории СССР проводилось несколько масштабных акций по сбору металлолома. Речь в первую очередь шла о многочисленной военной технике, оставшейся на полях сражений, в том числе и крылатой. Самолет Маресьева тоже могли разрезать и отправить на переплавку. В то время это был только один из многих подбитых Як-1, ничем не примечательный. Да и его пилот еще не успел стать легендой. Так что очень возможно, что от тонной машины осталась только кучка ржавого металла.

И потом, Маресьева сбивали не только в апреле 42-го. Известно, что и до того в одном из боев он сделал вынужденную посадку где-то в наших краях и, оставив машину, благополучно вернулся в расположение части. Как и многие летчики, за годы войны он поменял не один самолет. Какой искать? В РВИО имеют в виду именно тот, на котором он вылетел на задание в апреле 1942 года.

Однако, даже если уцелели отдельные фрагменты машины, шанс идентифицировать её по заводскому номеру есть, говорит Морзунов. Они — эти цифры — были выбиты на большинстве частей самолета.

Железо есть железо

Маресьевский Як до сих пор не найден. Удастся ли? Кто знает…

Но бесплодными поиски никак не назовешь. Запутанными и извилистыми дорогами идут поисковики к самолету и на этом пути находят остатки других машин и прах летчиков, которые 70 с лишком лет назад не вернулись из боя.

«Железо всегда остаётся железом», — любит повторять Морзунов. А вот память о людях не должна заржаветь… Сейчас удалось обнаружить и поднять из земли (а бывает, и из воды) остатки нескольких боевых машин и установить место гибели и личности их пилотов. До сих пор для всех, в том числе и родственников, они были пропавшими без вести.

В их числе и Герой Советского Союза капитан Василий Романенко, который 30 июня 1942 года на Ил-2 вылетел на задание по перехвату и уничтожению транспортных самолетов противника, но не вернулся. По архивным сообщениям, в окрестностях деревень Хани и Глебовщина пара штурмовиков (один — Романенко) вступила в бой с немецкими «мессершмиттами», а потом там видели наземный взрыв.

В августе прошлого года поисковикам из «Находки» удалось найти обломки самолета. По заводскому номеру определили, что в свой последний боевой вылет на нем отправился Василий Романенко.

— Когда мы обсуждали находку на одном из авиационных форумов в Интернете, на меня вышел внук героя, — вспоминает Морзунов. — Я начал объяснять, что мы обнаружили только самолет — не летчика. Не хотелось напрасно обнадеживать.

Такое в поисковой практике случается: удается найти только машину. Пилота могли вытащить из кабины жители ближних деревень и похоронить. Причем смертных медальонов у летчиков не было — только офицерские книжки. Они могли либо сгореть в бою, либо сгнить потом в земле, в болоте, на дне озера. Или, если аварийную посадку, как и Маресьеву, приходилось выполнять на захваченной гитлеровцами территории, оттащить мертвого летчика могли и немцы. Участь живого тоже была предрешена.

Морзунов ожидал, что в Демянск приедут двое-трое родственников Романенко, а встречать пришлось 16 человек. Дочери, внуки и правнуки героя отправились в лес вместе с поисковиками. Летчика нашли в полусотне метров от воронки с обломками Ила. Сначала заметили компас, потом — руку… Парашют не был тронут. Видимо, капитан был убит или ранен и не смог катапультироваться.

— И вот так, со слезами на глазах, внуки откапывали из дерна своего деда, — вспоминает Морзунов.

На въезде в Демянск еще в советские годы была установлена стела с именем Романенко. Прошлым летом рядом с ней появилась и могила летчика, на которой 3 мая этого года открыли памятный знак. Среди участников траурной церемонии были и родственники героя, и поисковики (жители района), и официальные лица.

В нескольких метрах от памятного знака в тот же день активисты РВИО установили информационный дорожный знак с сообщением, что в 1942 году здесь погиб Василий Романенко. Такие знаки военно-историческое общество собирается устанавливать по всей стране в местах, которые тем или иным образом связаны с памятью о событиях самой страшной войны.

…Во время осенней вахты памяти поисковики вновь отправятся на поиски самолета Маресьева. Но это уже давно перестало быть единственной миссией. Сам поиск и есть цель. Просиживая над документами в архивах, общаясь с редкими очевидцами тех событий, родственниками героев, они пополняют историю войны новыми страницами.

Источник: Новгородские ведомости

(Visited 148 times, 1 visits today)
No votes yet.
Please wait...
Voting is currently disabled, data maintenance in progress.

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий