Классические лодки Селигера

Классические селигерские лодки в настоящее время

Лодочный промысел на Селигере имеет многовековую историю и традиции. Искусство строительства лодок – «селигерок» передавалось мастерами-лодочниками от поколения к поколению. Есть еще местное, давно забытое название этих лодок. Лодки назывались – «остановки», вероятно, от названия места их производства – Осташкова.

Выгодное географическое положение Осташкова на торговых путях древней Руси, большая часть которых была водными путями, только способствовало развитию лодочного промысла на Селигере. Исторические документы повествуют нам о том, что в конце 18 века в Осташкове были сотни рыбаков, около 300 сетевязов, 80 кузнецов, более 100 кожевников, 200 сапожников, 30 столяров и резчиков по дереву, 20 лодочников и много ремесленников других профессий. Большое число мастеров жило и в окружающих Осташков селах и деревнях.

Лодки делали обычно из ели и сосны. Стволы деревьев тщательно выбирали, использовали прямослойные деревья без пороков древесины. Затем деревья раскалывали на плахи, сушили более года, тесали топором, строгали. Для обшивки бортов и днища старались использовать «тес» без сучков или с минимальным их количеством. Тщательно тесаные топором доски строгали ручным рубанком до необходимой толщины. До сих пор старые мастера-плотники употребляют термин «тес», что означает «доски высокого качества».

Спешка в любом деле, а в судостроении как правило, к хорошему результату никогда не приводила. Особенно кропотливо мастер выбирал материал для изготовления киля, форштевня и ахтерштевня. Шпангоуты корпуса судна (местные жители их называли «кокоры») изготавливались из специально подобранных по форме изогнутых стволов или корней деревьев. Килевая доска (на Селигере ее называли «матка») была более широкой и толстой в сравнении с другими досками обшивки корпуса лодки. При заказе лодки ключевым параметром была ее длина по килевой доске. Ширина лодки определялась мастером пропорционально длине. В детстве я часто слышал от старых мастеров выражение: «длина по матке…метров». Это была исчерпывающая характеристика лодки. Все детали обрабатывались преимущественно топором и другими ручными инструментами. Качество судна зависело исключительно от мастерства и добросовестности судостроителя.

После установки и закрепления на стапеле продольного и поперечного набора судна мастер начинал «шить» лодку в прямом смысле этого слова. Гвоздей в маломерном судостроении тогда не применялось. Доски обшивки бортов и днища прижимали самодельными струбцинами, сверлили в них отверстия и «сшивали» гибкими прутиками кустов или корнями деревьев между собой, а также «пришивали» к набору корпуса (форштевню, ахтерштевню, кокорам). Такой способ «шитья» лодок был широко распространен не только на Селигере. Позднее, когда доступными стали гвозди и скобы, доски стали прибивать ими, но термин «пришивать доски» сохранился до сих пор в плотницком ремесле.

Следует заметить, что «сшитые» прутиками лодки были более долговечными, менее подверженными гниению. Стальные гвозди в мокрой древесине быстро ржавеют и гниение дерева вокруг них начинается в первую очередь. В настоящее время стальной, не защищенный гальваническими покрытиями крепеж, в судостроении не применяется.

Но давайте вернемся к старинной технологии строительства лодки -«селигерки». Лодку, обшитую досками, мастер начинал «ластовать». Он конопатил щели между досками обшивки смоленой паклей и сверху закрывал ластами (ударение на втором слоге. Прим.автора ) – длинными узкими полосками прямослойной древесины. В более позднее время, когда широко применялся металлический крепеж, ласты крепили скобами из листовой стали.

Далее на корпус лодки устанавливались привальный брус, планширь, сиденья гребцов, дельные вещи. Многие рыбацкие лодки имели мачту и простейшее парусное вооружение. Это позволяло рыбакам немного отдохнуть при движении с попутными ветрами.

Готовый корпус лодки обязательно смолили: разогревали деревянный корпус судна над костром или на жарком солнце, промазывали тщательно смолой, особенно места стыков деталей корпуса. После этого лодку спускали в воду для «забухания». Сухое дерево быстро набирало влагу и, расширяясь, смыкало все щели. Лодка, изготовленная умелым мастером, после «забухания» практически не текла всю навигацию.

Лодка не утонула, она «забухает»

Классическая лодка – «селигерка» имела размеры в длину около 5-6 метров, в ширину – до 1,5 метра. Благодаря своим ходовым качествам, остойчивости, удобству эксплуатации и красоте лодки имели широкий спрос не только у жителей Осташкова. Исторические документы говорят нам о том, что в конце 18 века в Осташкове производилось в год около 800 лодок этого типа и только около 100 корпусов покупали местные рыбаки. Остальные лодки расходились порой далеко за пределы Селигера. Говоря современным языком, судостроительная отрасль в тот период на Селигере была «бюджетообразующей» с большим числом «самозанятого населения».

Строительство лодок велось в основном зимой. Летом добавлялся крестьянский труд. Ремесло носило семейный характер. Заказы на строительство лодок поступали осташковским мастерам от петербургских, псковских, новгородских, волжских рыбаков.

Кроме лодок для рыбаков, на Селигере строились и суда большего размера. Это были грузовые суда длиной до 10 метров и шириной до 3 метров. Их называли «вязки». Грузоподъемность «вязок» составляла до 300 пудов. Более крупные суда – баркасы, которые также строились селигерскими мастерами, уже имели грузоподъемность до 5 тысяч пудов и размеры в длину до 15 метров и ширину до 5 метров. Оценивая основные размерения этих судов, можно утверждать, что это были мелкосидящие остойчивые надежные суда для хозяйственной деятельности. Основным местом в Осташкове, где строились суда, было «Струговище». По документальным свидетельствам оно располагалось на восточном берегу полуострова в районе Знаменского монастыря и нынешнего речного вокзала. Судя по количеству строящихся судов на территории Струговища была создана инфраструктура судостроительной верфи того времени.

Подтверждением сказанного выше являются исторические фотографии, которые можно посмотреть на сайте OSTASHKOV.RU.

Рыбацкая лодка Селигера
Рыбаки Осташкова
Рыбацкая лодка под парусом

Даже лодки хозяйственного назначения, изготовленные мастерами селигерского края, украшались орнаментом. Каждый мастер-судостроитель оставлял в изготовленном им судне частицу своей души. Посмотрите, как стремительны обводы их корпусов. Судостроители говорят: «Длина бежит». А об остойчивости и грузоподъемности лодок характерно говорит приведенная ниже фотография.

Просится название фото: «Ходовые испытания судна. Проверка на грузоподъемность и остойчивость». На самом деле фотограф сохранил для нас работу паромной переправы в районе Селижарова.

Нельзя не сказать несколько слов о базировании судов того времени на Селигере. Старожилы Осташкова помнят лодочную станцию и место стоянки лодок у набережного сада. Старинные фотографии хранят об этом память.

База лодок у Набережного сада
Лодочная станция у Набережного сада в советское время. Ялики серийно строились в то время в СССР и широко применялись в туристических походах по Селигеру.

Берега Селигера, особенно в районе Осташкова, всегда были плотно обставлены лодками.

Лодки рыбаков Осташкова

В советское время практически каждая семья Осташкова имела в собственности лодку. И в большинстве случаев это были лодки – «селигерки».

К сожалению, ныне нет той картины на берегах озера, которая позволила бы сказать, что Селигер – это место, где лодки являются неотъемлемой частью жизни большинства жителей города.

Селигерские лодки у Знаменского монастыря

Прошли столетия, отгремели войны и революции, а классика селигерского судостроения лодка – «селигерка» живет и будет жить дальше. Нелепо сегодня представить изготовление автомобиля для хозяйственных целей по чертежам начала 20 века, бессмысленная затея. А вот строительство лодок по классическим, отработанным веками чертежам, сегодня вполне уместно. Законы гидродинамики невозможно отменить по чьей-нибудь прихоти, а красота старинных судов будет радовать людей бесконечно.

Мы должны быть благодарны тем мастерам-судостроителям, которые интуитивно угадали пропорции селигерской лодки. Они не знали формулы Фруда, не имели опытовых бассейнов для гидродинамических испытаний, а изготовленные их руками лодки скользили по гладкой воде практически без волнообразования или «резали» крутую селигерскую волну без ударов по корпусу. Не зря говорится, что «судно строится под акваторию». Осташковские мастера-лодочники очень точно чувствовали Дух Селигера, природу волнообразования, переменчивый характер селигерских ветров и грамотно учитывали все это в своем ремесле.

Автору этих строк в далеком детстве посчастливилось много ходить по Селигеру на классической деревянной лодке со стационарным мотором. Особенностью корпуса лодки являлась широкая (250-300 мм) килевая доска, проходившая от форштевня до ахтерштевня. Благодаря этой конструкции и небольшому углу килеватости днища, лодка уверенно шла в переходном режиме при малой нагрузке. Только конструктивные особенности корпуса в кормовой части не позволяли ей выйти на режим глиссирования. Ради справедливости стоит сказать, что селигерские лодки, изготовленные под подвесной мотор «Вихрь», имели плоское днище в корме и выходили на глиссирование. При большой нагрузке, когда в лодку «набивалось» 5-7 человек с корзинами грибов и ягод, режим движения был только водоизмещающий, почти экстремальный. Вода тихой глади озера журчала почти у планширя, все сидели тихо, понимая перегруженность лодки. Конечно, этого делать не надо, но лодка – то какова!

Классические селигерские лодки в настоящее время
Селигерские лодки в произведениях искусства

Постепенно уходит в прошлое время, когда лодки строились только из дерева. Пришли в судостроение новые материалы и технологии. Но каким-бы ни был материал, из которого изготовлена лодка, невозможно и ныне отказаться от классических обводов корпуса селигерской лодки. В них сконцентрированы прекрасные мореходные качества, экономичность движения и красота линий.

Петр Великий сказал: «Морским судам быть!». Хочется верить, что и лодки – «селигерки» будут продолжать жить и радовать нас своей красотой.

Игорь Кокоулин

Санкт-Петербург, Осташков

верфь «Селигерские лодки»

2017 год

 

 

 

 

 

 

(Visited 1 times, 10 visits today)
Rating: 5.0/5. From 2 votes.
Please wait...
Voting is currently disabled, data maintenance in progress.

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий