Золотой поезд нацистов

Вы, конечно, слышали про найденный нацистский бронепоезд, якобы груженный золотом и шедеврами искусства? Этот полумифический объект даже успел «поссорить» Польшу и Россию, которые принялись делить шкуру неубитого медведя. Захватывающий сюжет, достойный триллера, и тем не менее, это реальность! Пора разобраться по пунктам, из-за чего весь сыр-бор.

1. Что именно нашли?

Бронированный состав времен Второй мировой войны, погребенный где-то в подземных туннелях польского города Валбжих (Нижняя Силезия, близ чешской границы). Это может быть бесследно исчезнувший в 1945-м поезд Третьего рейха, на котором, согласно легенде, отступавшие нацисты тайно вывезли награбленное золото, драгоценности и картины.

Wikimedia / Федеральный архив Германии

В составе, предположительно, 40 с лишним вагонов, его длина – от 100 до 150 метров. То есть, он размером с известный московский небоскреб – штаб-квартира «Газпрома» как раз высотой 150 метров.

РИА Новости / Владимир Вяткин

Теоретически, в поезде может быть 300 тонн золота на полмиллиарда долларов, в том числе целые ящики золотых колец, оправ и зубов жертв концлагерей. Ими были доверху заполнены ячейки Рейхсбанка.

Wikimedia / Минобороны США

Кроме того, по одной из версий, под броней могут быть спрятаны фрагменты знаменитой Янтарной комнаты, похищенной нацистами под Петербургом и вывезенной в Кёнигсберг (ныне Калининград), где ее следы теряются в том же 45-м.

Оригинальная Янтарная комната, фото 1932 года

РИА Новости

И восстановленная современными мастерами, 2003 год

РИА Новости / Сергей Величкин

2. Что за легенда связана с поездом?

Слухи о том, что нацисты успели эвакуировать «трофейные» сокровища, ходят с конца войны. Были даже свидетели, утверждавшие, будто они своими глазами видели тайно уходящий из Кёнигсберга нацистский состав. С тех пор «золотой поезд» не давал покоя кладоискателям всего мира, а рассказы о нем стали частью восточноевропейского фольклора.

В 2011 году немецкий инженер-строитель и любитель истории Маттиас Глуба, листая военные архивы городка Ауэрсвальде (близ Хемница в Саксонии), обнаружил планы секретных подземных выработок и детали транспортировок из Кёнигсберга.

В частности, в документах о воздушном налете на сортировочную станцию в Бреслау (ныне Вроцлав) 4 февраля 1945 года говорилось, что 40 вагонов благополучно отбыли неповрежденными из Кёнигсберга, взятого Красной Армией, и «в обстановке строжайшей секретности» направляются из Вроцлава в Ауэрсвальде.

Ауэрсвальде помечен на карте красным маркером

Но, выехав из Вроцлава, нацистский поезд словно сквозь землю провалился (получается, буквально). По одним данным, он вроде бы даже добрался до Ауэрсвальде. В документах, найденных Маттиасом, имеются записи, что сотни советских военнопленных под надзором СС разгружали там какой-то состав и складывали ящики в подземные хранилища где-то в местных лесах.

Вроде этого бункера в системе немецкой линии обороны, известной как «Западная стена» или «Линия Зигфрида»

Wikimedia / Rurseekatze

Однако, по другим данным, поезд сгинул на пути из Вроцлава в Валбжих. На станции в Свебодзице (12 км к северу от Валбжиха) его так и не дождались. Многие историки и поисковики полагают, что поезд мог укрыться от советской авиации в одном из туннелей, который обрушился в результате бомбардировок. Либо его специально закопали (нацисты ведь были уверены, что вернутся) и заминировали все подходы.

Как раз на перегоне Свебодзице–Валбжих, по идее, должен существовать заброшенный туннель

Reuters

3. Как поезд все-таки нашли?

Секретное местонахождение знал некий человек, который якобы лично помогал его прятать. Он выдал свою тайну перед смертью – когда именно это было, не уточняется. А 19 августа двое неназванных старателей, поляк и немец, заявили через адвокатов, что действительно нашли поезд. Его точные координаты они согласились передать властям в обмен на вознаграждение в размере 10% от стоимости груза.

«Информация более чем правдоподобна, – заявил вскоре замминистра культуры Польши Петр Жуховский. – Я уверен на более чем 99%, что этот поезд существует». Он рассказал, что видел георадарные снимки бронированного объекта, длиной не меньше 100 метров, с орудийными площадками на платформах.

На фото немецкий бронепоезд 1944 года

Agencja Gazeta / Tomasz Wiech

А это польский бронепоезд в окружении немецких солдат, 1939 год

East News Poland

4. Неужели это тот самый «золотой поезд»?

Вероятнее всего, любители историй про затерянные сокровища будут разочарованы. Специалисты предполагают, что в поезде, если его все-таки раскопают, найдут не золото, а оружие и боеприпасы тех времен, либо стратегическое сырье для военной промышленности Третьего рейха – например, вольфрамовую руду.

А вот что говорят польские власти и прочие знатоки.

Замминистра культуры Жуховский:

  • «Я не верю в «золото Вроцлава». Драгоценный груз было бы намного безопаснее переправлять малыми партиями, и я думаю, так оно и было». Он напомнил, что большое количество золота было действительно вывезено нацистами через международную банковскую систему или частными лицами.

Глава одного из местных воеводств Томаш Смолаж:

  • «На основании имеющихся документов нельзя однозначно утверждать, что эта находка в данном месте подтверждена. В прошлом появлялось много спекуляций на тему обнаружения «золотого поезда», которые не находили подтверждения. На этот раз ценность данных не выше».

Мэр Валбжиха Роман Шелемей:

  • «Нас в Силезии уже давно не удивляют люди, думающие, что они обладают «особым знанием». Любой житель Валбжиха не однажды слышал такие истории, так что в них нет ничего нового. Правда, на сей раз удивляет решительный настрой тех двоих, которые требуют награды за свою находку. Тем не менее, я отношусь к ней очень скептически».

Журналист-исследователь Том Бауэр, автор книги «Золото нацистов: вся история 50-летнего швейцарско-нацистского заговора с целью кражи»:

  • «Не думаю, что в бронепоезде находятся слитки золота – скорее, картины, разные предметы искусства и ювелирные ценности». А еще он верит, что именно в нем может оказаться Янтарная комната.

5. «Золотых поездов» могло быть несколько?

Известно, что в 1942-43 годах нацисты использовали военнопленных и узников концлагерей на строительстве целой сети подземных бункеров и туннелей под городом в Нижней Силезии (вдоль участка современной границы Польши и Чехии), в том числе под Валбжихом. Это был так называемый проект «Великан» (Riese), в рамках которого Третий рейх хотел спрятать под землю свои промышленные предприятия и оборудовать главную ставку Гитлера.

Reuters

Reuters

Проект включал семь комплексов подземных военных объектов, однако ни один из них не был завершен, и лишь небольшой процент туннелей успели укрепить бетоном. Можно сказать, что строительство пришлось бросить на начальном этапе.

Reuters

Reuters

Семь комплексов обозначены красными точками:

Wikimedia

Самый северный из них, как раз между Свебодзице и Валбжихом, – это замок Ксёнж, под которым вырыт двухуровневый туннель.

Shutterstock

Shutterstock

Сам замок и первый уровень открыты для посещений.

Reuters

Сотрудники замка-музея уверены, что где-то в этих подземных лабиринтах могут быть еще два поезда с неизвестными сокровищами, и золото скрыто именно в них. К тому же расхождения в картах 1920-х и 40-х годов говорят о том, что под городом есть так и не найденные до сих пор туннели.

6. Почему (помимо Янтарной комнаты) на «клад» претендует Россия?

Собственно говоря, со стороны России пока не было никаких официальных претензий. Газетную шумиху и возмущение польских чиновников вызвало мнение российского юриста и правозащитника Михаила Иоффе, давшего комментарий радиостанции «Спутник» (бывший «Голос России»).

Вот коротко его аргументы:

– это не клад, а награбленное имущество, груз, связанный с преступлениями нацистов, поэтому никаких юридических прав на его часть или вознаграждение у нашедших быть не может;

– Польша в данном случае обязана привлечь международных экспертов, в том числе представителей России, чтобы установить, о каком военном трофее идет речь;

– имущество должно быть описано и доступно странам антигитлеровской коалиции;

– если окажется, что имущество вывезено в том числе с территории СССР, то эта часть груза должна быть передана российской стороне.

7. Кто еще, кроме России?

Кроме российского юриста, глава Всемирного еврейского конгресса Роберт Зингер напомнил, что многие из предполагаемых ценностей в поезде были украдены или отняты у евреев, которых нацисты отправили на смерть. «Должно быть сделано все, чтобы вернуть эту собственность ее законным владельцам или наследникам», – заявил он.

8. Почему Польша «не хочет делиться»?

«Если окажется что в этом поезде есть вещи, принадлежность которых не вызывает сомнения, то они будут отданы», – пообещал польский Минкульт. Однако право собственности еще нужно доказать, что позже подчеркнул замминистра культуры.

По словам Петра Жуховского, польские юристы, с которыми он лично консультировался, «однозначно заявляют, что если поезд будет найден, он будет собственностью государственной казны».

Gazeta Lidzbarska / Ewa Lubińska

9. Когда же нам покажут находку?

Первоначальная проверка данных о ней может занять «несколько недель». Министерство обороны Польши приступает к разведке местности: армия оценит, сколько оборудования и личного состава будет участвовать в «раскопках». А сами они, как ранее сказал Жуховский, начнутся, скорее всего, только весной 2016 года.

Пока же власти отказались от дальнейших комментариев и строго предупредили о смертельной опасности самостоятельных попыток найти заминированный «золотой поезд».

Источник : http://www.anews.com/

Читайте далее о кладах Селигера Легенды и клады Селигера

(Visited 212 times, 1 visits today)
No votes yet.
Please wait...
Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий