Музыкальное лето на Селигере

330A0020

Это маленьким городам Европы фестивали, помимо эстетических радостей, приносят существенный доход в виде марок, долларов, лир, сыпящихся из кармана туристов. Фестивали в маленьких городах России (которых раз-два и обчелся) – иное. Ни наплыва гостей, ни финансового дождя в муниципальную казну, а только тихая радость аборигену. Таковы и «Музыкальные вечера на Селигере», проходящие в столице озерного края – городе Осташкове.

В летнее время билет на поезд Петербург – Осташков не взять. Но, прибыв на станцию назначения, абсолютное большинство тут же отправляется на острова – сливаться с девственной природой, или – приобщаться религиозных таинств в легендарной Ниловой пустыни (изумляющей даже внешне: маленький Петербург в озерной глуши!) Сам же Осташков не богат ни архитектурными шедеврами, ни иными свидетельствами прошлого из разряда уникальных, а потому и в самые горячие летние дни город остается осташам. В заботах ли об их духовном здоровьи, в мечтах ли о финансовом благополучии города, но на заре перестройки, в 1987 году, местные власти учредили фестиваль камерной музыки и пригласили на царство Ирину Архипову.

Фестивальный бизнес не пошел (какой бизнес, когда билет на концерт стоил 300 рублей еще в 2010 году, и спонсоров днем с огнем не сыщешь?). Но социально-культурным явлением «Музыкальные вечера» стали. Город, в котором нет профессионального театра, нет оперы и редки гастролеры, ждет этих двух недель как манны небесной. В трапезной Воскресенской церкви, где проходят концерты, не то что сесть – встать бывает негде. И пусть у фестиваля нет оригинальной концепции (представить публике по возможности более широкий спектр камерной музыки – вот и вся идея). Главное, то есть праздник – есть.

До 2000 года фестиваль был строго камерным. В него включались вечера вокальной музыки – как сольные, так и ансамблевые (что особенно интересно), а также инструментальные концерты, представляющие собой тонкую струйку в могучем вокальном потоке.

Певали здесь ровесники Архиповой Мария Биешу, Артур Эйзен, Александр Ведерников. Бывали и Плетнев с Кисиным. Но основной отряд исполнителей составляли и составляют «просто» хорошие музыканты. В последние годы, когда исполнителя ранга Кисина в провинциальную глушь уже не заманишь, гвоздем стали творческие встречи с мэтрами отечественного искусства вроде Евгения Доги. Но в особом фаворе встречи со знаменитыми парами. Нет сомнения – почти домашние по атмосфере «посиделки» с Ириной Архиповой и Владиславом Пьявко, Тамарой Синявской и Муслимом Магомаевым стали чуть не главным художественным впечатлением жизни для многих.

В 2000 году «Музыкальные вечера на Селигере» претерпел кардинальную трансформацию, превратившись из камерного фестиваля в фестиваль искусств. Отныне в сфере его интересов, помимо вокальной и инструментальной музыки, – литературная композиция (к примеру, в исполнении вахтанговцев Василия Ланового и Алексея Кузнецова), народная музыка и изобразительный ряд. Справедливости ради стоит уточнить, что выставки самодеятельных художников во время фестиваля разворачивались и раньше, но первый профессионал – москвич Василий Нестеренко появился здесь только в 2000 году.

Фестиваль движется к своему 30-летию, в этом году он 29 по счету. Музыкальные вечера на Селигере начнутся с 25 июня. Программу можно посмотреть ЗДЕСЬ

(Visited 105 times, 2 visits today)
No votes yet.
Please wait...
Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий