Война памятников

729dfadc9d9d

На сайте Осташков.ру развернулась полемика по поводу так называемых селигерских памятников.О чем идет речь? В прошлом году дипломатический лексикон пополнило и прочно вошло в обиход новое понятие – “война памятников”. Впервые эта формулировка появилась в тексте официального релиза российского МИДа по поводу сноса в польском городе Лиманове памятника благодарности Красной Армии.

Как сообщалось тогда на мидовском сайте, кощунственная акция проведена муниципальными властями в нарушение соглашения между правительствами России и Польши о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий. Наш МИД рассматривает такие действия как попытку ревизии действующего соглашения, а по сути – развязывания «войны памятников».
В преддверии 70-летия победы СССР в Великой Отечественной войне нашему МИДу уже не раз приходилось реагировать на аналогичные «военные действия» поляков против российских мемориалов.
Как показывает жизнь, наши западные соседи не прочь при случае перенести «войну памятников» и на территорию России. Так, активные, пока ещё словесные баталии не первый год ведутся по поводу мемориальных плит, установленных в 1992 году представителями Польши в Тверской области на входе в монастырь Нило-Столобенская Пустынь, – в память о поляках, в 1939-1945 годах содержавшихся в заключении в стенах превращенного в тюрьму монастыря. Внушительных размеров плиты установлены таким образом, чтобы они были первым, что бросается в глаза всякому подходящему к главным воротам. Как будто этот краткосрочный «тюремный» эпизод – самый значимый «факт биографии» православной святыни с многовековой историей.
Создатели монумента оказались не чужды классическим подходам к искусству, добившись единения формы с содержанием. Надпись на водруженных у входа в Нилову Пустынь плитах вполне под стать габаритам «монумента». В тексте содержится упоминание весьма спорного факта «убийства польских пленных», содержавшихся здесь в заключении. Среди репрессированных «невиновных граждан Польши» упоминаются и бойцы польской Армии Крайовой – военной организации, подчинявшейся эмигрантскому правительству в Лондоне. Как известно, стратегия АКовцев базировалась на «теории о двух врагах», требующей от поляков борьбы как против гитлеровской Германии, так и простив СССР. А с 1944 года в АК частично входили фашистские «Народове силы збройне». Нельзя сказать точно, сколько «збройников» было среди содержавшихся в Нило-Столобенской Пустыни, но они там были. И просто неуместно и кощунственно размещать мемориал в память о врагах в месте, святом для миллионов русских.
Кстати, пример критично-придирчивого отношения к иностранным (а точнее, российским) мемориалам подают сами поляки. В прошлом году Российское военно-историческое общество выступило с инициативой установки памятника на Раковицком кладбище в Кракове, где погребены бойцы и командиры Красной Армии, погибшие в концентрационных лагерях периода советско-польской войны. Эту идею поддержала российская дипмиссия. Однако в декабре 2014 года руководство Польши отказалось согласовать строительство монумента. И уже в этом году глава МИД Польши Гжегож Схетына озвучил требования, которым он должен соответствовать.
«Пусть россияне проведут конкурс, представят осмысленный проект. Надпись на памятнике в Кракове должна соответствовать исторической правде, которая заключается в том, что это были пленные, которые погибли в результате болезней, эпидемий, сложных условий, а не были убиты поляками в концлагерях. Такое предложение мы сможем рассмотреть. В любом случае, мы не согласимся на перекручивание исторических фактов», – заявил Схетына в интервью Gazeta Wyborcza.
Что ж, если эти слова принять как руководство к действию, создателям мемориала в Ниловой Пустыни необходимо срочно внести коррективы в текст надписи на плитах: мол, пленные поляки умерли от сложных условий. И точка! Впрочем, не будем наивными: ещё со времен «победного шествия» перестройки мы не раз убеждались, что политику двойных стандартов в отношении России никто не отменял. Тем более, сейчас, когда Варшава в открытую реализует антироссийскую концепцию, направленную на пересмотр итогов Второй мировой войны и оценки роли в ней СССР, а также на формирование образа России как государства-агрессора, «всегда угрожавшего цивилизованной Европе»…
Исторический факт: установка монумента в Ниловой Пустыни вообще не была юридически оформлена. А при попытках поднять вопрос законности «мемориала» польская сторона ссылается на якобы полученное благословение РПЦ. Что ж, вполне вероятен факт такого благословения, полученного в годы, когда утратившие почву под ногами из-за стремительного развала СССР «россиянские россияне» были готовы признать себя априори виновными перед всем миром. Да и пресловутое общество «Мемориал» внесло свои весомые пять копеек в поддержку этого проекта. Но даже тогда церковные иерархи вряд ли могли предположить его масштаб; скорее, подразумевалась установка небольшой таблички, и уж точно не у главных ворот монастыря.
В 1999 году администрация города Осташков предприняла попытку согласовать перенос мемориальных плит в другое место, однако посольство Польши категорически этому воспротивилось. В ответном письме изложена принципиальная позиция польской стороны: «Сохранение мемориальной доски на монастырских воротах позволит подчеркнуть предостережение, вытекающее из символики места её расположения, более чем из информационного содержания, которая она несет. Несомненно, это будет отчетливо понятно людям, которые ценят историческое и научное наследие и уроки, из них вытекающие».
Здесь панове явно просчитались: у тех многочисленных посетителей Ниловой Пустыни, которые действительно «ценят историческое и научное наследие», наличие на входе в монастырь памятных досок с заведомо ложным содержанием вызывает негативную реакцию. Однако это не повод для беспечности.
Ведь разговоры о поколении «детей перестройки», не получивших качественного образования, и, как следствие, путающихся в отечественной истории, имеют под собой почву. Носителям пресловутого «клипового мышления» и поверхностных знаний трудно критично воспринимать информацию, особенно поступающую из источника, которому привыкли верить по умолчанию, – ведь монументы не должны лгать и умалчивать. Однако в данном случае – на войне, как на войне, даже если это «война памятников».
Что ж, давайте продолжим обсуждения этого материала и на страницах нашей газеты.

(Visited 110 times, 4 visits today)
No votes yet.
Please wait...
Voting is currently disabled, data maintenance in progress.

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий