Завтра в Ниловой Пустыни праздник ОБРЕТЕНИЕ

С наступающим всех завтра праздником памяти святого Нила Столобенского всея России чудотворца, цельбоносные мощи которого были обретены 9 июня (по н.ст.) 1667 года. – пишет на своей странице в соцсетях отец Иоанн из монастыря Нилова Пустынь

Губернатор Руденя на празднике Обретения /Архив/

Завтра будет совершён Крестный ход вокруг острова нашей обители со святыми мощами Нила, который своими молитвами защищает нас всех от злых человек от страстей-бесов. Молитва: «О преподобне и богоблаженне, пастырю и начальниче, отче Ниле!

9 июня на Селигере и во всей России отмечают праздник ОБРЕТЕНИЯ мощей святого Нила Столобенского.

Обратимся к истории: При описании церемонии 27 мая /9 июня/ мы пользовались статье» Н. И. Рубцова «Очерк Осташкова»

В настоящее время по Селигеру ходят 3 парохода, из коих два принадлежат  Нилову монастырю и один фирмы Савиных. Перевозятся богомольцы на Ниловских пароходах. Прежде этот перевоз составлял монополию города, но монополия, назад тому лет 10, судебным решением отменена. Перевозом богомольцев Нилова пустынь зарабатывает до 2300 рублей в год.

Накануне праздника, после вечерни, рака с мощами Преподобного переносится с того места, где она обыкновенно стоит, на средину монастырского соборного храма и устанавливается на особо устроенном катафалке. После перенесения служится молебен, и затем вскоре начинается и всенощное бдение, оканчивающееся около полуночи. В самый праздник из Осташкова отправляется в пустынь крестный ход. Для этого устраивается особая большая баржа, разукрашенная разноцветными флагами. По вступлении крестного хода на эту баржу, она трогается от пристани, буксируемая девятью небольшими лодками, на каждой из них сидит по три гребца, одетых в одноцветные рубашки, с белыми шапками на головах. По бокам главной баржи плывут еще две другие баржи меньшего размера, из которых в одной помещаются члены городовых присутственных мест, а в другой наиболее значительные лица из числа Осташковских жителей. Сверх того, за баржами следует по обыкновенно значительное число частных лодок, а вдали – пароход с богомольцами .

Семиверстное расстояние, отделяющее монастырь от города, переплывается, с небольшим, в час и как только флотилия покажется в виду монастыря, там начинается звон к обедне. Крестный ход подплывает к самым Св. воротам, где встречается архимандритом со всею братиею. После того тотчас начинается обедня, по окончании которой рака с мощами угодника поднимается с катафалка, выносится из собора и ставится под вызолоченный балдахин, особо устроенный для крестного хода. По окончании водоосвящения, начатого еще в соборе, при поднятии Св. мощей, и продолжавшаяся во все время выноса их из храма, раку поднимают на носилках, выносят за ограду монастыря и обносят вокруг него. Шествие это продолжается иногда около трех или четырех часов, потому что весьма значительное стечение богомольцев, из которых большая часть старается подойти под мощи, служит не малым препятствием скорому ходу. После обхода рака вносится в церковь и ставится посредине на прежнем катафалке, за тем после эктиньи, читается молитва Преподобному Нилу, чем и оканчивается богослужение.

Вслед за этим начинается радушное угощение прибывшего с крестным ходом из города духовенства, Осташковских граждан и многих из богомольцев. Сначала отправляются к настоятелю, где предлагается посетителям чай и обильная закуска. Потом отправляются в трапезу обедать. На первом месте садится сам настоятель , около него на верхнем конце стола располагаются наиболее почетные гости, и за тем размещается всяк, кто как может. Нужно заметить, что здесь не существует никаких особых приглашений: всякий желающий (преимущественно из привилегированных и городских сословий) идет и усаживается за столом, если только есть еще место. Картина обеда, довольно обильного, весьма любопытна. Более 100 человек сидят за столом, накрытым во всю длину большой трапезной залы. Отец казначей обходит кругом всего стола и радушно упрашивает сидящих кушать, угощает пивом и медом. Нужно заметить, что за трапезой вино не подается, а только пиво и мед, но монастырские меда крепкие и сильно действуют на головы, подготовленные предварительным завтраком в комнатах настоятеля.

Часов в пять вечера крестный ход обратно отправляется в Осташков. Настоятель с братией провожает его до самых святых ворот, затем возвращается в церковь и, после молебна угоднику, рака со Св. мощами переносится на обычное свое, место.

День этот всегда празднуется и в самом Осташкове; большая часть его населения утром отправляется в монастырь, так что в городе запрещается даже топить печи, во избежание опасности от пожара и затруднении тушить его, по отсутствии большинства жителей. Вечером же, по возвращении в город крестного хода, все улицы наполняются гуляющими, и в общественном саду играет оркестр.

Нам удалось, говорит автор «Очерка Осташкова», два раза быть в монастыре в день праздника. В оба раза мы отправлялись туда с крестным ходом, и потому не можем судить каков издали вид флотилии. Но вид самого монастыря в этот день очень хорош. Версты за четыре монастырь открывается во всем величии, как будто выросши среди волн со своею высокою колокольнею и огромными белыми зданиями, ярко освещенными солнцем.

По мере приближения, до вашего слуха начинает доноситься благовест, и более и более обрисовываются толпы народа, окаймляющие ограду набережной; во всех окнах келий, выходящих фасадом на берег озера, на возвышенностях около святых ворот – везде стоят сплоченные толпы народа. Как только войдет крестный ход в монастырь, все эти массы народа тотчас рассыплются по всему острову; около гавани в устроенных досчатых балаганах и палатках идет самый бойкий торг разного рода крестьянскими товарами; живописные группы расположились на всех лужайках; слепые, сгруппировавшись по трое и по четверо, окруженные толпами внимательно слушающего народа, жалобным голосом распевают легенды про Алексея, человека Божия, получая самое скудное вознаграждение за весьма продолжительный рассказ о жизни и всех чудесах его; больше выгоды доставляют, поминания за здравие и за упокой, которые поются по заказам, беспрестанно возобновляющимся: голосов пять, шесть зараз адресуются с требованием помянуть родителей, медные копейки брякают в подставленную деревянную чашку, и запевало, выбирая рукой деньги из чашки и пряча их за пазуху, Запевает дрожащим голосом, подхватываемым другими сотоварищами:

Помяни, Господи,

Всех сродцев ваших, родителей.

Отцов ваших и матерей,

Батюшки крестные,

Матушки крестные,

Братцев и сестер,

Младых младенцев.

Род ваш и племя; Отпиши их, Господи,

В грамоты церковные

За престолом за Господним,

Доведи их, Господи,

До царства небесного,

До рая пресветлого,

Сотвори им, Господи,

Вечную память.

Подбежит какая-нибудь бойкая бабенка и, бросивши копейку, скажет: помяни воина такого то, и опять дребезжаний голос запевает:

Нищая братия,

Мы должны Бога молить

За военного человека,

Раба Божия (имя-рек).

Спаси Господи и помилуй

Мать Пречистая Царица,

Богородица, Мать Божья,

Сохрани, Господь и помилуй

При путях, при дороге, При Царской службе,

Государевой науке,

Батюшкиным благословеньем,

Матушкиным порожденьем.

Стань ему, Господи, на помощь,

Святый Ангел, на радость,

Телесам его на здоровье,

Душе в вечное спасенье,

Дай Бог многая лета.

Все эти напевы продолжаются почти беспрерывно до самого окончание крестного хода, после которого значительные массы народа оставляют монастырь, отправляясь на больших и малых лодках по направлению к Осташкову. Множество реющих в волнах лодок, на которых, при самом легком попутном ветерке тотчас же ставятся паруса, представляет прекрасную картину.

(Visited 1 times, 1 visits today)
Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...
Voting is currently disabled, data maintenance in progress.

НОВОСТИ Калининского района и Твери в группе ВК , ПОДПИШИТЕСЬ!!!