Погружения в озеро Сиг на транспортный самолет, затонувший во время Второй Мировой войны, для тверских дайверов стали традиционными, а для новичков – обучающими навыкам подлёдного дайвинга. После очередного посещения ставшего уже легендарным рэка Руслан Олейников загорелся идеей снять небольшой фильм о самолёте ко Дню Победы.
– Об этом самолёте знают не только дайверы, потому что рассказывали о нём неоднократно. Но просто нырять и снимать какие-то ролики ради лайков неинтересно. Захотелось большего – творческого проекта, приуроченного к 9 Мая. Оператором подводных съёмок будет руководитель Тверского дайвингклуба Вадим Шестаченко. Сейчас мы работаем над сценарием, планируем обратиться за сведениями к архивам и поисковикам. Рабочее название фильма – “Реквием “Дугласу”, – рассказал Руслан.
А вот фотографом будет Александр Пахомов. Последний раз он погружался на транспортник две недели назад. Правда, неудачно:
– Нас было более десяти человек, в том числе и начинающие дайверы. А дно озера не песчаное, как, скажем, на карьерах, а очень заиленное. Глубина там – метров 9. Поэтому вода стала мутной, поднялась взвесь, и видимость была около метра. Чтобы не было грязи, мы решили в феврале-марте снова поехать на Сиг и снимать самолёт уже для фильма. Планируем сделать две майны, чтобы установить профессиональное освещение – на дне и внутри самолёта, – поделился планами Александр.
Среди тех, кто опустился впервые к самолёту, была и начинающий дайвер Ирина Горбунова. Она провела в ледяной воде 30 минут. И хотя в перспективе «Дуглас» увидеть не удалось, всё же девушку поразила торжественность момента:
– Это было очень необычно: ледяное безмолвие, и я, словно дирижёр, выхватываю лучами фонаря отдельные стоп-кадры – время, застывшее в воде. Картина как пазлы складывалась: то кабина, то крыло, то винт с лопастями…Оплываешь самолёт весь, а потом уже в голове рождается цельный образ. Потрясающе! Это, конечно, надо самому увидеть!
зеро Сиг находится в Тверской области примерно в двухстах километрах от Твери, недалеко от г. Осташкова. Считается, что здесь, на глубине около 9 метров, покоится американский транспортный самолёт – единственный на территории России экземпляр американского Дугласа DC-3.
Однако тверские поисковики, которые разыскивали архивные документы о самолёте и первые его обследовали ещё до дайверов, считают, что затонувший в 1941 году транспортник не является ни американским «Дугласом», ни советским «Ли-2», а, скорее всего, он является переходным звеном между этими двумя самолётами. Во время ВОВ американцы поставляли советской авиации свои «Дугласы», однако потом СССР приобрёл патент у США на производство уже своих подобных самолётов – «Ли-2». А вот на дне озера Сиг покоится переходная модель, собранная из американских комплектующих, но русскими техниками в Химках, где в 1941 году находились авиационные мастерские.
До обнаружения дайверами самолёта его уже основательно обследовали тверские поисковики. С помощью профессионального водолаза-глубоководника удалось проникнуть внутрь транспортника, где и были найдены американские авиазапчасти, боеприпасы (два ящика, кстати, поисковики оставили для острых ощущений дайверов), рация и много ещё чего. Сейчас в небольшом музее осташковских поисковиков хранятся несколько деталей с самолёта, например, табличка «No smoking».
Немного истории
26 июля 1941 года с аэродрома Едрово (рядом с Бологое) в сторону Андреаполя поднялся советский транспортный самолет. На его борту был техперсонал аэродрома и груз боеприпасов. Самолет шел без прикрытия и стал отличной мишенью для двух немецких истребителей. От лобовой атаки «Дуглас» ушел влево на предельно низкую высоту над озером Сиг. «Дуглас» сел брюхом на воду и какое-то время держался на плаву. Люди спаслись.
Позже во время войны самолет подняли на поверхность, извлекли из него документы и другие ценные вещи, демонтировали левый двигатель. Транспортник подцепили лебёдками и поставили на хвост. Однако успели снять только один мотор, как хвост обломился, и машина навсегда ушла под воду озера Сиг.
Обнаружен «Дуглас»-«Ли-2» был случайно лётчиками спортивных самолётов: лето тогда было засушливое, вода – низкая и светлая, что позволило увидеть на дне озера силуэт самолёта.
НОВОСТИ Калининского района и Твери в группе ВК , ПОДПИШИТЕСЬ!!!
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.