Возвращение паровоза

Косые лучи утреннего солнца робко пробиваются сквозь морозный туман. Тишина невероятная. Из трубы зала ожидания станции Куженкино тянется дымок – там топят печь.

Ударил станционный колокол, за ним – первый гудок паровоза. Под звуки оркестра на станцию влетел локомотив, окутанный дымом, паром, пышущий жаром. А из четырех вагонов на перрон – снова люди, и все это под глубокое, шумное дыхание стального исполина. Постепенно пассажиры разбрелись по экскурсиям, локомотив же, пыхтя, укатил на заправку водой и осмотр.

Именно так – ярко, эффектно – в Тверской области впервые за историю Российской Федерации по маршруту Бологое – Осташков было запущено движение на паровозной тяге.

Машинист паровоза Юрий Яковлев спешит – времени на стоянку мало, не более двадцати минут, а дел невероятно много. Смотришь и удивляешься, как у него на все хватает рук: пока происходит заправка тендера водой, он снует вокруг сопящей машины – с помощью особой длинноносой масленки заливает масло в буксовые узлы.

На паровозах он уже два года, при этом общий стаж работы на ОЖД – 27 лет.

– Почему пошел в дирекцию тяги? Отец отработал на паровозах шестнадцать лет, когда появилась возможность – обучился и пошел, все просто! – перекрикивает шум машины Юрий Борисович.

Маршрут впереди довольно большой, в каждую сторону по три часа, общая дистанция – 224 км, без сложных участков не обойдется: есть, например, отрезок пути, который называется Баталинский подъем, – довольно протяженный, все время вверх: нужно интенсивно прокидывать топку, чтобы держать необходимую скорость.

– У нас все готово! А у вас? – кричит из будки помощник машиниста.

Юрий Борисович, махнув рукой, легко взбирается наверх, смотрит с прищуром: мол, бывайте.

Оркестр выдувает медь, пассажиры по вагонам. Гудок – и состав исчезает. Станция, словно сошедшая с фотографии начала XX века, вновь погружается в тишину.

– Само по себе паровозное движение для РЖД – не в новинку. Но то все-таки не систематическая работа, – рассказывает заместитель главного инженера ОЖД Виктор Иванов. – Здесь другое дело: паровозное движение организовано регулярное. Такого вы не увидите нигде в современной нам России и даже в мире.

По сути, это музейный комплекс под открытым небом, равный открытому около года назад Музею железных дорог России в Петербурге.

Почему паровозное движение возобновили именно здесь, на участке Бологое-Седлецкой железной дороги?

Линия Бологое – Полоцк была построена в 1902 – 1906 годах как северо-восточный участок исключительно для военных целей, как часть магистрали Бологое – Седлец (Польша). Задача – ведение военных действий Россией против Германии и Австро-Венгрии. Именно поэтому линия демонстрирует наилучшие технические достижения того времени – денег не жалели. Проще говоря, данная железная дорога, словно машина времени, перемещает вас более чем на сто лет назад, демонстрируя целую эпоху России в политической, военной и технической истории.

Несмотря на боевые действия Великой Отечественной и полученные в их ходе утраты, постройки линии хорошо сохранились. Этому также способствовало и то, что в последние десятилетия она утратила прежнее значение, движение по ней практически прекратилось.

Пять лет назад на Октябрьской железной дороге была создана историко-заповедная зона, в которую вошел участок Бологое – Великие Луки с прилегающей ветвью Соблаго – Торжок. В рамках сохранения линии была музеефицирована и станция 4-го класса Куженкино. Здесь уцелели само здание станции, деревянные скамьи в зале ожидания, печь, которую топят до сих пор. Также помещение наполнили историческими артефактами: в углу зала свое место занял бак с питьевой водой и кружкой на цепочке, а также появились керосиновые лампы, икона в красном углу и чашка для пожертвований, касса со всеми необходимыми принадлежностями.

Чудом уцелела во время бомбежек и функционирует по сей день водонапорная башня – снабжает водой она не только паровозы, но и весь поселок. Полностью отреставрирован и керосиновый погреб.

Между тем запустить паровозное движение было не так-то просто. В бывшем веерном депо на станции Бологое восстановили путь для заезда паровоза на ремонтное стойло. На станции Осташков отремонтировали пути разворотного треугольника для паровоза, снова работают гидравлические колонки и пункты набора воды на станциях Бологое, Куженкино, Осташков.

Также было необходимо подготовить и специалистов, посему сформированы и обучены паровозные бригады, все они получили право управления паровозом.

Отныне на станции Бологое дислоцируются два паровоза – это открывший движение СУ (Сормовский усиленный) и серии Л (Лебедянский). Движение будет осуществляться этими машинами попеременно. Оба локомотива принадлежат Октябрьской дирекции тяги. Кстати сказать, в действующем состоянии на ОЖД сейчас находятся полтора десятка паровозов.

К сожалению, вагонов необходимого исторического периода в состоянии, которое отвечало бы современным требованиям технической эксплуатации, на железных дорогах России не сохранилось, здесь трудятся вагоны 1980-х годов, но зато они покрашены в правильный зеленый цвет, нанесены аутентичные логотипы.

Курсирует исторический состав пока только по субботам, тогда же для пассажиров проводят и экскурсии.

Сейчас поезд состоит из четырех вагонов, но это далеко не предел. Поскольку паровоз может тянуть до двенадцати вагонов, их количество можно менять по мере загрузки маршрута, ведь уголь и вода куда дешевле дизтоплива.

Источник: Вечерний Санкт Петербург

(Visited 1 times, 24 visits today)
No votes yet.
Please wait...
Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий