Селигерский арсенал

IMG_0103

Вы хотите прокатиться на настоящем танке Т-34 времен Великой Отечественной Войны? Раньше такое можно была сделать только в кино, теперь на Селигере можно будет посмотреть действующую военную технику, на которой воевали наши деды и прадеды. В новом туристическом сезоне в Осташковском районе возможно откроется музей действующей военной техники. 

IMG_0072
Собственно говоря, музей уже существует, пока на частном участке его организатора Олега Олейникова. Энтузиаст уже много времени собирает военную технику по окрестным лесам и бережно ее восстанавливает. В огромном ангаре, как на военном складе. Впритык стоят танк Т-34, самоходная артиллерийская установка, легендарная полуторка, на участке десяток пушек. Арсенал, достойный маленькой армии. Что самое удивительное все экспонаты действуют. Заводи и поезжай, хоть на Берлин. Большинство экспонатов вытащили прямо из болота. Недавно, вот, подняли трактор “Сталинец” из воды у деревни Троеручица, на днях вытащили из болотистого озера “Черное”  еще один раритет, боевой трактор “ХТЗ” 1941 года выпуска, который использовался, как артиллерийский тягач.
История трактора
Знакомый старшему поколению советский писатель М. Пришвин, называл болото в своих трудах “кладовой солнца”. А народная фантазия издревле населяла их мифическими существами, типа лесных кикимор, леших и так далее. Ну что можно найти хорошего в таком месте? Кроме туч комаров, нездорового воздуха и трясины с топью, – ничего здесь нет! Ну, может и можно ещё увидеть в каком-нибудь из болот ягоды или лекарственные травы.
Но.… Как говорят в народе: “Не было б и счастья, да несчастье помогло…”. После Великой Отечественной Войны русские болота (особенно в некоторых районах) стали “кладовой” не только солнца, но и затопленных танков, обломков самолётов и тракторов…. Да-да, вы не ослышались, и тракторов…
Эвакуатор из прошлого
Чтобы извлечь этот раритет с семиметровой глубины, заказ эвакуатора не поможет. Здесь необходима более серьёзная техника.
Эта знаменитая первая дизельная машина была поставлена на серийное производство на Челябинском тракторном заводе. Перед войной трактор успел немного поработать в колхозах и на стройках нашей страны. Однако с началом войны этот трактор был в своём большинстве изъят из народного хозяйства. По причине больших потерь в технике на фронте он был перенаправлен в боевые части в качестве тягача тяжёлых орудий и эвакуатора подбитых танков.
Со слов старожилов, найденный трактор в годы войны был тягачом , и он же эвакуировал подбитые танки в ремонтные мастерские. Судьба у этого трактора была печальной, лед проломился под ним и он ушел под воду.  Его угораздило попасть в болотистое озеро.. Прождав несколько десятилетий трактор “воскрес”, пережил второе рождение  Теперь его бережно восстанавливают. Ну, что же, всё же лучше, чем лежать в болоте! Лучше пусть школьники придут и посмотрят на него, чем тучи комаров, трясина и всякая нечисть вокруг…
Танки, пушки, мотоциклы
IMG_0116
Олег Олейников постепенно “заболевал” всей этой техникой, он настоящий коллекционер. А у них правила строгие, все должно быть того времени, даже самые маленькие детали. В танке настоящие лампочки и провода, дыры от снарядов заварили, мотор запаяли. У полуторки даже лопата настоящая, 40-х годов. Трофейная техника представлена мотоциклами ВМВ. Это сегодня “черный бумер” мечта некоторых россиян, а в войну компания служила фрицам. Мотоциклы находили в деревнях, на них мужики сено перевозили, а что немецкому барахлу пылиться, трофеи, все-таки.
Как находят танки?
IMG_0090
В Прибалтике из какого-то болота тащили найденный там целым танк Т-34, взятый немцами в качестве трофея и поставленный ими на службу в танковых войсках. Танк оказался целым, то есть он не был поврежден или взорван экипажем при оставлении. Он 60 лет лежал в болоте, которое весьма хорошо сохранило металл, резину и даже краску. На башне танка хорошо видны немецкие опознавательные знаки, нанесенные в военное время, дабы сами немцы по ошибке не перепутали и не уничтожили этот трофейный танк. К началу своего производства, в июне 1940 года, это был самый совершенный танк своего времени. По своим характеристикам он превосходил любой танк мира, в том числе и лучшие танки Германии.Этот танк обладал сильной бронёй, большой скоростью, сильным вооружением и низким силуэтом, одновременно будучи надёжным и дешёвым в производстве. И, несмотря на ограниченное число танков этого типа на восточном фронте в 1941 году, германская армия испытала настоящий шок, впервые столкнувшись с Т-34 в бою.Первые трофейные Т-34/76 были направлены в 1-ю, 8-ю и 11-ю танковые дивизии летом 1941 года. Но там не решились их использовать в боевой обстановке, в связи с тем, что наводчики орудий в первую очередь руководствуются силуэтом танка, а не опознавательными знаками.
IMG_0093
А это могло привести к обстрелу трофейных Т-34 своей же артиллерией или другими танками. В дальнейшем, дабы не допустить таких случаев, на корпус и башню трофейных танков наносились опознавательные знаки большого размера и в большом количестве. Также, обычным делом было наносить опознавательные знаки на крышу и люки башни, чтобы лётчики Люфтваффе имели возможность опознать принадлежность танка. В основном такие утраченные нашей армией танки и находят в Тверских болотах.
Самолет на озере Сиг.
Дайверы освоили необычный подводный объект, на дне озера Сиг лежит практически целый самолет. Вот уже более 65 лет прозрачные воды озера Сиг в Осташковском районе Тверской области скрывают одну из легенд мирового самолетостроения – самолет ЛИ-2, затонувший здесь в годы Великой Отечественной Войны. Специфические физико-химические свойства воды озера Сиг позволили сохранить в практически первозданном виде корпус самолета, кабину летчика, стекла, штурвал.
ЛИ-2 производились в СССР по лицензии компании США, где они производились под маркой DC-3 “Дуглас”. В годы войны такие самолеты перевозили боеприпасы и продукты, а также использовались в качестве десантных машин. Как образом один из этих надежных, прочных самолетов оказался на дне селигерского озера?
27 июня 1941 года войска 22-й армии Западного фронта вели тяжелые бои с наступающими частями Вермахта в районе Великих Лук, а подразделения 26-й армии наносили стремительные контрудары по главным силам 1-й немецкой танковой группы.
Самолет ЛИ-2 18-ого авиаполка находился на полевом аэродроме “Едрово” и готовился к сложному перелету в Андреаполь, чтобы доставить туда боеприпасы.
На полпути к Андреаполю к самолету сзади пристроилась пара немецких истребителей.
 Пилот принял решение снизиться до максимально возможной высоты, чтобы уйти от преследователей, но самолет зацепил воду, потерял плавучесть и опустился на дно. Большая часть экипажа вплавь добралась до берега, но из-за быстрого затопления бора трое защитников Родины погибли.В 1942 году была предпринята попытка поднять машину со дна озера, но она не увенчалась успехом. В середине 1980-х пилот частного спортивного самолета, пролетая над озером Сиг, сквозь прозрачную воду смог разглядеть очертания 20-метрового фюзеляжа и крыльев описываемой нами машины. С тех пор озеро стало излюбленным местом дайверов. Тверской Подводный Клуб регулярно организует экспедиции с целью изучения исторических останков самолета ЛИ-2.
Самый необычный музей
 IMG_0112 IMG_0116
Есть идея создать на Селигере  самый необычный музей – музей действующей военной техники. Для этого есть все необходимое, желание, эта самая техника, энтузиасты.
Возможно, уже этим летом мы сможем покататься на настоящем легендарном танке, подбитом во время Великой Отечественной войны и заботливо восстановленным.
Хорошую идею подал районный депутат Вениамин Сидоров, 9 мая к 70-летию Победы, провести в Осташкове настоящий парад военной техники, начать с Любимки, дойти своим ходом до города, покатать на раритетной технике ветеранов.
Глава города Осташкова Сергей Хлебородов эту идею горячо поддержал.

 

(Visited 410 times, 4 visits today)
Rating: 4.0/5. From 1 vote.
Please wait...
Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий