Селигер оказался закрыт заборами

Почему в России не развивается караванинг – выезды всей семьей на отдых с домом на колесах? Объяснение простое: нет инфраструктуры

Все больше россиян, планируя отпуск, выбирают автопутешествие. А почему бы и нет? В Европе дорого, в Турции и Египте опасно, самое время седлать железного коня. Кстати, самый популярный вид отдыха в Европе и Америке называется караванинг — это когда семья путешествует на собственной машине и тащит на прицепе дом на колесах. Миллионы российских автомобилистов не прочь воспользоваться таким опытом. Желательно, не в спартанских условиях, а с максимальным комфортом, имея в прицепном доме душ, санузел, плиту и холодильник.

Лет пять назад мой друг Алексей, заядлый рыбак, купил себе именно такой: дизельный микроавтобус Fiat, оснащенный всеми коммунальными удобствами. Радовался: теперь в поисках клевых мест можно колесить где душа пожелает, да еще с женой и сынишкой. Ура!

Однако уже из первого автопутешествия Алексей вернулся помрачневшим. Надежды на комфортный отдых на берегу разбились о суровые реалии тверской глубинки. Все подъезды и даже подходы к живописному озеру Селигер оказались загороженными. Разбивать лагерь вдали от населенных пунктов семье не хотелось. Пришлось парковаться у забора рыболовно-охотничьей базы, управляющий которой разрешил за отдельную плату подключиться к своему электричеству и водопроводу. Потом были вылазки на Нижнюю Волгу и на Черное море, но усталость и досада из-за бытовых проблем портили рыбалку и отдых. В прошлом году Fiat со вздохом был продан.

Почему Алексей так и не стал караванером? Объяснение простое: в России отсутствует соответствующая инфраструктура. Да, ты можешь купить дом на колесах, но в придачу получишь уйму мороки. И вся прелесть «вольных путешествий» безвозвратно улетучится. Это в Европе караванинг — очень востребованный и недорогой вид туризма, ежегодные доходы от которого, тем не менее, оцениваются 20 млрд евро. Миллионы людей в период отпусков садятся в дома на колесах и отправляются вдоль Лазурного Берега или в Бретань, на балтийские дюны или в Альпы. Количество специальным образом оборудованных кемпингов и стоянок для домов-автоприцепов исчисляется тысячами. В одной только Великобритании их 650.

А в огромной России, судя по профильным форумам продвинутых автопутешественников, оборудованные площадки для постоя домов на колесах можно по пальцам пересчитать. Две есть в Ленинградской области и столько же в Подмосковье, еще одна непосредственно в Москве. В южных регионах ситуация чуть лучше: в Краснодарском крае действует около 30 кемпингов, в Крыму — вдвое меньше. В зависимости от качества услуг стоимость постоя составляет от 200 до 2000 рублей в сутки. Все места в относительно приличных кемпингах на летние месяцы были забронированы еще зимой.

У нас кемпингом зачастую считают огороженную стоянку с будкой охраны. Более продвинутый вариант — это когда путешественник может подключить дом на колесах к коммунальным сетям: к воде, электричеству и канализации. Тогда как в еврокемпингах к услугам путешественников предлагаются бани и бассейны, рестораны, пункты проката, прачечные, салоны красоты.

В Федеральном агентстве по туризму знают и даже говорят о нехватке оборудованных кемпингов для автопутешественников. Но серьезной, а главное, реалистичной программы по развитию караванинга в России пока нет. А начать это безусловно важное и перспективное дело надо было бы с очевидного шага: отменить утилизационный сбор для домов на колесах. Сегодня его размер составляет порядка 1,5 млн рублей и де-факто ставит крест на всем караванерном бизнесе.

А в это время

Любителям пикников теперь придется, собираясь в лес, прихватить с собой дровишек. Потому что Федеральное агентство лесного хозяйства признало рубку сухостоя и сбор хвороста уголовным преступлением, за которое следует наказывать крупным штрафом и даже лишением свободы. Логика простая: лесные угодья принадлежат государству, а хворост и сухостой являются их неотъемлемой частью. Именно это следует из разъяснения Рослесхоза в письме ЕК-07-54/1985, направленном в адрес территориальных органов управления. Так что к любому человеку, который отправится в лес за валежником, может быть применено наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей, исправительных работ или тюремного заключения на срок до двух лет.

Впрочем, здесь норма закона вступает в противоречие с реальностью. Лесхозы берут на учет не всякую древесину, а только ту, что на корню. Для сухостоя и тем более хвороста каких-либо методик оценки нет. А раз отсутствует механизм определения ущерба, то как за него наказывать?

Более того: валежник и сухостой способствуют распространению природных пожаров и эпидемий короеда, от которых ежегодно погибают тысячи гектаров леса. И если человек вынес из ельника десяток сухих веток, то еще большой вопрос, кто кому должен платить…

В теории любители шашлыка и песен у костра перед походом могут обратиться в лесхозы за разрешением использовать сухостой и валежник. Но на практике такое трудно представить. Пресс-секретарь Рослесхоза Артем Савко признал, что с запретом на рубку сухостоя вышел перегиб и что руководство ведомства готовит поправки к закону, дабы дать возможность гражданам собрать хворост без риска сесть на нары. Тогда зачем нужно было рассылать по территориальным лесхозам наделавшее столько шума грозное письмо? Загадка.

источник газета Труд

(Visited 82 times, 1 visits today)
No votes yet.
Please wait...
Voting is currently disabled, data maintenance in progress.

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий